Кариес зубов

28 июня 2023
Кариес зубов — это самое распространенное заболевание в мире. Хотя бы раз в жизни с ним сталкивался любой взрослый и ребенок. Болезнь предполагает постепенное разрушение твердых зубных тканей, вызванное воздействием внешних и внутренних факторов. Она сопровождается болью и появлением на эмали темного пятна, которое постепенно увеличивается в размерах. Стоматологи клиники Familia призывают тщательно следить за здоровьем ротовой полости и регулярно проводить профилактические осмотры. Не стоить недооценивать кариес, так как его игнорирование приводит не только к потере зуба, но и к другим проблемам со здоровьем!

На что влияет кариес в нашем теле?

Осложнения кариеса зуба возникают не часто, но об их существовании и опасности важно знать и помнить. Это заболевание затрагивает все органы и системы без исключения. Мы приведем лишь несколько примеров.

Полость рта — это составляющая пищеварительного тракта. Именно здесь пища подвергается измельчению и первичному перевариванию. Если еда пережевывается недостаточно, то полезные вещества усваиваются не в полном объеме. Это влияет на все органы и системы, особенно на иммунитет, желудок, почки и печень.

Без своевременного пломбирования кариозный процесс распространяется на более глубокие зубные слои — дентин и пульпу. Это вызывает их воспаление, сопровождающееся сильной болью и риском утраты зуба.

Кариозная полость — это очаг инфекции. Поэтому, проглатывая слюну и пищевой комок, в желудок попадает патогенная микрофлора. Это провоцирует воспаление его слизистой оболочки, а также других органов желудочно-кишечного тракта. В результате этого нарушается пищеварение и снижается комфорт повседневной жизни.

Говоря о влиянии кариеса на организм человека, нельзя не указать беременность. При наличии этой болезни на первом триместре у женщины может повыситься температура тела от воспаления, обостриться токсикоз и измениться гормональный фон. На третьем триместре прогрессирование болезни и вовсе может спровоцировать преждевременные роды. Так, лечение кариеса зубов рекомендовано на этапе планирования беременности. Если необходимость лечения возникает все же во время беременности, то проводить его можно по окончании 1-го триместра.

Как узнать о появлении кариеса, если зуб не болит?

Большое количество пациентов предпочитают посещать стоматолога только при наличии зубной боли. Безусловно, это верный признак наличия стоматологической проблемы. Но далеко не единственный. Часто болезненные ощущения появляются при прогрессировании заболевания и сильном разрушении зуба. Нужно ли лечить кариес или потребуется простое наблюдение — решит врач. Но заподозрить патологию и записаться на прием к специалисту нужно при обнаружении следующих симптомов:

• белое, черное или коричневое пятно на эмали
  • «дырка», которую можно увидеть или ощутить языком
  • шероховатость эмали
  • неприятный запах изо рта
  • неприятные ощущения при контакте с холодным, горячим, кислым и сладким

Какие проблемы может вызвать кариес?

Вне зависимости от причины возникновения кариеса эта болезнь может вызвать большое количество осложнений. Среди них:

• пульпит
  • апикальный периодонтит
  • периостит челюсти
  • остеомиелит
  • гранулема, киста, флюс
  • абсцесс, флегмона
  • акне, воспалительные узелки
  • ангина, гайморит, конъюнктивит, отит
  • гастрит, язвенная болезнь желудка

При сильном распространении кариозного процесса пломба не сможет восстановить целостность и полноценный функционал пораженного зуба. В таком случае проводится его удаление с дальнейшей имплантацией.

Что делать, чтобы защититься от кариеса?

Предотвратить появление большого количества проблем поможет правильная профилактика осложнений кариеса. Полностью защититься от этой болезни практически невозможно. По статистике, она возникает у 99% людей во всем мире. Но можно принять меры, которые позволят снизить частоту визитов к стоматологу:

• Качественная гигиена полости рта. Чистка зубов дважды в день должна стать обязательным ритуалом для каждого человека. При этом, важно придерживаться правильной техники и использовать нужную щетку и пасту. С этим поможет разобраться наш врач-гигиенист. Специалист покажет как правильно очищать зубную поверхность даже в самых труднодоступных местах. Он также подберет щетку с правильной степенью жесткости и пасту с максимально эффективным составом.
  • Профилактические осмотры. Посещать стоматолога необходимо не реже одного раза в год, даже при отсутствии симптомов и видимых причин. Это позволит поддержать здоровье ротовой полости и выявить проблему на раннем этапе развития и выполнить диагностику кариеса у специалиста.
  • Правильное питание. Сладкая среда является любимым местом обитания и размножения патогенных микроорганизмов. Поэтому необходимо минимизировать потребление сладостей и увеличить потребление свежих овощей и фруктов. Сделать эмаль более крепкой помогают молочные продукты, яйца и мясо.

Методы профилактики кариеса

Предотвратить кариозное поражение зубов помогут следующие профилактические мероприятия:

• качественная ежедневная чистка
  • использовать ирригатор, зубную нить и ополаскиватель для рта
  • отказ от зубочисток
  • проведение профгигиены каждые 6 месяцев, а при ношении брекет-системы — каждые 3 месяца
  • отказ от вредных привычек
  • своевременное лечение стоматологических заболеваний
  • восполнение дефицита витаминов и микроэлементов, особенно фтора и кальция
Стоматолог-терапевт, стоматолог-эндодонтист