Лечение глубокого кариеса

Если разрушение зуба добирается до самой его “сердцевины”, поражая твердые ткани и разрастаясь до пульпы, речь идет о глубоком кариесе. Причинами такого явления могут быть недостаточный уход за зубами, несвоевременное лечение поверхностной стадии кариеса или отсутствие профилактического наблюдения у стоматолога. Сложность самостоятельной диагностики глубокого поражения дентина заключается в схожести его симптомов с признаками других заболеваний: пульпита, хронического периодонтита или среднего кариеса.

Симптомы глубокого кариеса

Среди наиболее частых жалоб пациентов, у которых впоследствии диагностируют запущенную форму разрушения зубной единицы, выделяют:

• образование кариозной полости
  • периодические боли после употребления сладкого, кислого, горячего или холодного
  • болевые ощущения при попадании пищи в образовавшееся отверстие

К более явным симптомам глубокого кариеса относятся: разрушение или потемнение внешней зубной оболочки, появление пятен или полостей в ней, чувствительность к надавливанию на зуб, галитоз. Часто при зондировании зубной единицы проявляются болезненные ощущения.

Виды глубокого кариеса

Заболевание можно классифицировать по форме течения, скорости развития и локализации.

• Острая форма - быстрое течение заболевание, переходящее в пульпит. Видимый кариозный участок небольшой.
  • Хроническая – разрушение происходит медленно, наружный участок поражения внушительный.
  • Первичный кариес развивается на здоровой зубной единице, которая еще не подвергалась заболеванию.
  • Вторичный – образуется в зубе, который уже лечили, новый очаг располагается вдали от первичного.
  • Рецидивирующий – возникает под пломбой из-за неправильной установки пломбировочного материала или его усадки.
  • Локализоваться кариозное углубление может в естественных ложбинах жевательных зубов из-за толстой эмали и затруднений, связанных с уходом за ней – фиссурный кариес.
  • Контактная форма обнаруживается между зубами из-за частого скопления в этой области бактерий.
  • Самая сложная вид заболевания – пришеечный, из-за анатомически тонкой эмали шейки зуба

Диагностика

Перед тем как выстроить алгоритм терапии глубокого кариеса, в стоматологии проводят диагностику патологии, первым этапом которой является визуальный осмотр. В полость зуба погружается стоматологический зонд, выполняется его простукивание.

• При острой стадии углубление заполнено некротизированными тканями дентина, процедура приносит дискомфорт.
  • Хроническая форма патологии сопровождается заполнением стенок, дна полости плотным пигментированным дентином. Зондирование и перкуссия чаще безболезненны.
  • Для оценки реакции на воздействие высоких и низких температур применяется метод термодиагностики пульпы.

При подозрении на вторичную форму запущенного кариеса специалист может назначить рентген-диагностику для оценки глубины разрушения, проверки наличия воспалений в околозубных тканях.

Лечение глубокого кариеса

Терапия заболевания чаще всего происходит по одинаковой схеме. Вначале стоматолог счищает пораженный дентин, затем переходит к постановке пломбы и ее полировке. Основными этапами лечения являются:

• визуальный осмотр больного зуба, зондирование, простукивание
  • обезболивание методом инъекции
  • препарирование – высверливание краев эмали, удаление поврежденных зубных тканей бором, формирование отверстия для установки пломбы
  • обработка полученной лунки антисептическим раствором, изоляция зубной единицы от слюны
  • для прекращения распространения воспалительного процесса в полости может устанавливаться изолирующий материал
  • протравливание – обработка кислотой, просушка, нанесение адгезива и пломбировочной смеси (в зависимости от схемы лечения устанавливают временную или постоянную пломбу)
  • установка постоянной пломбы происходит через несколько дней на вторичном приеме
  • шлифовка пломбы для приобретения гладкости и максимальной схожести с естественной эмалью

Вне зависимости от того, лечат ли глубокий кариес первичной или рецидивирующей формы, главная цель терапии – восстановление эстетичного внешнего вида зубов, способности полностью выполнять свои функции.

При лечении пациентов детского возраста, основным способом является пломбирование, а герметизация фиссур рекомендуется детскими стоматологами как наиболее эффективный метод профилактики разрушения зубов. Глубокий кариес у детей лечится по такому же алгоритму, как у взрослых, с некоторыми отличиями. Главные этапы лечения:

• осмотр, зондирование
  • препарирование, очищение тканей бором
  • обработка дентина антисептиком
  • реставрация зуба
  • меры по шлифовке и полировке

Восстановлению зуба предшествует местная анестезия, которая подбирается согласно возрасту ребенка, применяются фотополимерные композитные материалы последнего поколения.

Осложнения

Невылеченный или недолеченный кариес часто оборачивается развитием воспаления пульпы зуба (пульпит), околокорневых зубных тканей (периодонтит), иногда – возникновением их гнойного воспаление (абсцесс).

Если после пломбирования зуба пациент жалуется на ноющую боль – возникает необходимость лечения пульпита, удаления нерва, пломбирования каналов.

Иногда могут возникнуть осложнения уже после лечения заболевания, например, рецидивный кариес.

Профилактика глубокого кариеса

Чтобы не допустить разрушения зубов, важно соблюдать простые рекомендации по гигиене ротовой полости:

• чистка зубов дважды в день;
  • использование зубной нити, полоскание специальными растворами
  • регулярное посещение дантиста (каждые 6 месяцев)
  • минимизация употребления продуктов, напитков, содержащих сахар

Пациентам важно прислушиваться к своим ощущениям и не затягивать с обращением к стоматологу, чтобы не допустить перехода начальной стадии патологии в глубокую.