Калькулятор имплантации Пн-Вс: 8:00 - 21:00

Молочница во рту

У каждого человека в организме присутствуют дрожжевые грибки. Однако, когда их становится много под воздействием каких-то факторов, речь идет уже о патологии. Процесс размножения и распространения в полости рта дрожжеподобных грибов Candida, называют кандидозом или молочницей. Заболеванию чаще подвержены люди с ослабленным иммунитетом.

Молочница во рту бывает вызвана:

• гормональными нарушениями;
  • приемом антибиотиков;
  • ослабленным иммунитетом;
  • некорректными гигиеническими процедурами;
  • травмами на слизистой оболочке (часто это бывает при неправильно установленной протезной конструкции);
  • постоянным употреблением сахаросодержащих продуктов;
  • приемом противозачаточных препаратов;
  • курением.

Заражение кандидозом может произойти при использовании общей посуды, игрушек, других предметов, а также через поцелуи.

Помимо этого, инфекция может попасть малышу при рождении от матери и при грудном вскармливании.

При наличии онкологических заболеваний, проблем с органами ЖКТ, эндокринных патологий, анемии и других — одним из симптомов может быть кандидоз полости рта.

Симптомы кандидоза полости рта

Молочница в области языка, неба, щек с внутренней стороны и губ проявляется:

• отечностью и покраснением;
  • наличием белого налета творожистой консистенции, удалении которого на слизистой появляются эрозии и кровоточивость;
  • жжением и зудом;
  • болевыми ощущениями.

Если речь идет о детях — у них появляются трудности с приемом пищи, пропадает аппетит, наблюдается вялость, сонливость.

Так как кандидоз бывает разных типов, то и симптоматика может различаться.

По локализации заболевание проявляется:

• кандидозным стоматитом, характеризующимся воспалением слизистой оболочки полости рта;
  • глосситом — воспалительным процессом в области языка;
  • хейлитом, когда кандидоз поражает губы;
  • гингивитом — воспалением десен.

Также молочница может быть:

• легкой — при незначительном дискомфорте отмечается присутствие небольшой стянутости слизистой;
  • средней — наблюдаются появление зуда на пораженных участках, проблемы с жеванием и общением;
  • тяжелой — присоединение к вышеперечисленной симптоматике боли, кровоточивости, в некоторых случаях — повышение температуры.

Кандидоз разделяют на:

Наименование Признаки и особенности

Острый псевдо-мембранозный

Имеет несколько форм

Легкую При соскабливании налета отмечается наличие отечной, покрасневшей слизистой.
Среднюю

Трудно снимаемый налет.

Сложности при пережевывании пищи.

Увеличение подчелюстных лимфатических узлов.

Тяжелую Характерна наличием обширного, грязно-белого налета. При устранении бляшек слизистая начинает кровоточить.
Хронический гиперпластический

Проявляется наличием:

• бляшек и папул разной конфигурации, грязно-белого цвета с гиперемированной окантовкой, которые трудно убрать;
  • сухости во рту.

Человек испытывает боли на языке и внутренней части щек.

Патологии чаще подвержены мужчины старше тридцати и курильщики.

Атрофический эритематозный Хронический

Поражается участок, который постоянно травмируется. Сопровождается наличием:

• эритем;
  • незначительного налета;
  • заед в уголках губ;
  • атрофированных сосочков языка;
  • боли, жжения.

Могут изменяться вкусовые ощущения.

Заболевание еще называют стоматитом зубных протезов, так как вызвано постоянным травмированием.

Острый

Характерен:

• покраснением слизистой, которая болит при прикосновении;
  • плотным налетом;
  • горьким, металлическим привкусом во рту.

Также заболевание классифицируется по стадии развития:

• адгезии — микроорганизм попадает на слизистую;
  • колонизации — постепенное распространение грибка;
  • роста, подразумевающего множественное поражение слизистой;
  • проникновения микроорганизма в организм по кровеносным или лимфатическим путям.

Диагностика кандидозного стоматита

С признаками кандидоза следует записаться на прием к стоматологу, который после осмотра и беседы с пациентом обычно назначает следующие лабораторные исследования:

• соскоб из места поражения, чтобы выполнить в лабораторных условиях ПЦР-диагностику;
  • посев на кандиду для определения, есть ли чувствительность к противогрибковым средствам;
  • серологическое, которое заключается во внутрикожной аллергопробе на антиген Candida и выявлении антител к кандида IgG/IgA (при необходимости);
  • уровня глюкозы крови для исключения сахарного диабета.

В зависимости от причины возникновения патологии, возможно, понадобится проконсультироваться со смежными специалистами — терапевтами, педиатрами, инфекционистами, аллергологами-иммунологами, эндокринологами, гастроэнтерологами.

По симптоматике молочницу во рту у взрослых и детей можно перепутать с такими заболеваниями:

• лейкоплакией;
  • плоским лишаем;
  • афтозным стоматитом;
  • десквамативным глосситом;
  • стрептококковой заедой;
  • герпесом;
  • сифилисом;
  • экземой губ;
  • другими.

Поэтому необходимо тщательное обследование, чтобы дифференцировать кандидоз от вышеперечисленных патологических состояний.

Лечение молочницы во рту

Комплексное лечение кандидоза полости рта включает следующие этапы:

• профессиональную гигиену для устранения мягких и твердых отложений;
  • обработку зубов от кариозных поражений с последующим пломбированием;
  • устранение провоцирующих факторов. Возможно, следует заменить протезы, вызывающие аллергию или некорректно зафиксированные, нормализовать гормональный фон, купировать острое течение какого-то хронического заболевания;
  • назначение медпрепаратов для повышения иммунитета, противогрибковых по результатам бакпосева, антигистаминных, общеукрепляющих, иммуномодуляторов.

Существуют разные формы медицинских средств, применяемых для лечения молочницы во рту. Их предлагают в виде:

• суспензий — Дифлюкана, Амфотерицина В;
  • таблеток — Нистатина, Флуконазола, Итраконазола;
  • гелей — Миконазола.

Также для устранения кандидоза следует использовать антисептики — Хлоргексидин, Мирамистин. Особенно это полезно при ношении ортодонтических или ортопедических конструкций.

Возможные осложнения

При отсутствии лечения кандидозный стоматит у взрослых стремительно распространяется в область:

• гортани, вызывая изменение голоса, осиплость;
  • пищевода, провоцируя воспалительный процесс, что затрудняет и делает болезненным процесс прохождения через него пищи.

При продолжительном течении гиперпластического кандидоза существует риск преобразования папул и бляшек в злокачественные образования.

Важно понимать, что грибок является свидетельством сбоя в иммунной системе организма.

При наличии симптомов кандидоза не стоит игнорировать их или заниматься самолечением — это чревато серьезными последствиями.

В Краснодаре для лечения молочницы во рту вы можете записаться в стоматологию «Фамилия» на консультацию. Специалисты клиники проведут необходимую диагностику и назначат корректную терапию.

Прогноз и профилактика

Для предупреждения развития грибка и его рецидивов следует прислушиваться к рекомендациям врача, которые заключаются в:

• проведении регулярных гигиенических манипуляций;
  • исключении из рациона пищи, богатой быстрыми углеводами;
  • закаливании и посильных физических нагрузках;
  • прекращении курения.

Прогноз зависит от стадии заболевания. Обычно по окончании лечения кандидоза в легкой форме рецидивов не бывает, в средней — есть вероятность вновь заболеть, тяжелой — инфекция может перерасти в хронические заболевания.

Удаление зуба — это серьезное хирургическое вмешательство как у взрослых, так и у детей. Процедура часто сопровождается болью и повышением температуры. Такая реакция организма является вариантом нормы и свидетельствует о естественном процессе заживления тканей. Но важно понимать, какие послеоперационные симптомы не опасны, а в каких случаях температура после удаленного зуба может быть признаком развивающихся осложнений.

Установка нейлоновых зубных протезов в стоматологии «Фамилия» — это быстро, комфортно и эффективно. Вы получите красивую улыбку и функциональную челюсть по доступной цене.