Травмы зубов: виды, диагностика, лечение

Травма зуба — это собирательный термин, обозначающий нарушение формы и целостности зубных тканей. Это частый повод для обращения к стоматологу как среди детей, так и среди взрослых. Диагноз устанавливается на основании клинико-рентгенологических данных. Обратиться с этой проблемой к стоматологу нужно в кратчайшие сроки, так как помимо эстетического дефекта, она может привести к преждевременной утрате зуба.

Причины

Обычно травма зуба возникает на фоне одномоментного и чрезмерного сильного воздействия на него. Это может быть следствием неудачного падения, удара, аварии и т.п. Одна из самых распространенных категорий пациентов, которые обращаются к врачу с этой проблемой, являются профессиональные спортсмены. Это особенно актуально для хоккеистов, боксеров и других представителей силовых видов спорта.

Лечить зуб после травмы также часто приходится и детским стоматологам. Причиной этого является детская неусидчивость и постоянная двигательная активность. В силу возраста, дети часто падают и ударяются, и иногда этот удар может прийтись на область челюсти.

Помимо этого, при регулярном и длительном механическом воздействии на челюсть возможно истончение эмали и разрушение зубной ткани. Из-за этого даже обычная нагрузка (например, во время жевания) может привести к повреждению зубных тканей. В таком случае развивается хроническая травма зуба. Спровоцировать ее может привычка грызть ногти, жевать или держать какой-либо предмет во рту, например, ручку.

Какие бывают травмы зубов

В современной стоматологии существует несколько классификаций травм зубов. Одна из них предполагает ее разделение на острую и хроническую, о чем мы рассказывали выше. ВОЗ также разработала классификацию, предполагающая разделение травмы зуба на 8 степеней:

• Первая — ушиб с небольшим нарушением целостности зубной ткани.
  • Вторая — перелом коронки без осложнений.
  • Третья — перелом коронки с осложнением.
  • Четвертая — полный перелом коронки.
  • Пятая — продольный коронково-корневой перелом.
  • Шестая — перелом корня.
  • Седьмая — подвывих зуба.
  • Восьмая — вывих зуба.
  • Травмы зуба также делится на ушиб, вывих и перелом. Каждая из этих патологий требует быстрого обращения в стоматологию, так как промедление может спровоцировать тяжелые последствия и невозможность сохранить целостность зубного ряда.

Ушиб

Не сопровождается нарушением целостности зуба, но нарушает состояние периодонтальных тканей. Если разрывается сосудисто-нервный пучок, то возникает гибель зубного нерва. Обычно патология сопровождается ноющей болью, усиливающейся при жевании и попытке прикоснуться к месту повреждения.

Вывих

Предполагает частичное (подвывих) или полное (вывих) нарушение связи зуба с лункой. Патология сопровождается болью, подвижностью и выходом зуба за пределы лунки. Травма зуба вывих нуждается в немедленном медицинском вмешательстве. Лечение предполагает возвращение зуба в его анатомически правильное место, а при неэффективности лечения проводится удаление и имплантация.

Перелом

Это может быть перелом корня, отлом или перелом коронки. В таком случае наблюдается визуально заметная деформация коронковой части и сильная боль. При появлении острых краев на коронке возможна дополнительная травматизация слизистой оболочки, что усиливает боль. Без своевременной стоматологической помощи травмы зубов переломы приводят к тяжелым осложнениям, в числе которых пульпит, периодонтит и преждевременная утрата зуба.

Первая помощь

Своевременная диагностика травмы зуба позволяет сохранить его жизнеспособность. Поэтому первое, что нужно сделать — обратиться к стоматологу. Если у вас был диагностирован ушиб, то в течение одного года каждые 3 месяца необходимо регулярно посещать врача для контроля состояния пульпы. На этот период пациенту потребуется минимизировать нагрузку на челюсть, отказаться от горячей и холодной пищи. Первая помощь при вывихе - это быстрое обращение к стоматологу для проведения реполяризации. Также рекомендуется на закрывать рот и не смыкать челюсти — это предотвратит дальнейшее смещение. Если зуб выпал, то его необходимо поместить в молоко или физраствор, и в таком виде транспортировать к врачу. Перелом также нуждается в максимально быстром посещении стоматолога. Если есть возможность — соберите все зубные осколки и поместите их в молоко или физраствор.

Куда обратиться и как лечат

Опытные врачи клиники «Фамилия» проводят эффективное лечение травмы зуба с применением современных технологий. Мы пытаемся сохранить жизнеспособность зубных тканей и прибегаем к удалению строго при неэффективности альтернативных методов лечения.

Если у пациента диагностирован ушиб, то ему назначается щадящая диета и регулярный стоматологический контроль. При частичном вывихе врач может использовать специальные капы или шинирование, а при полном — предпринимается попытка вернуть его в лунку и обеспечить приживление. Но такой исход возможен только при быстром обращении в стоматологию. Тактика лечения перелома зависит от объема повреждения эмали. Это может быть реставрация путем пломбирования, эндодонтическое лечение каналов или шинировании. При сильном повреждении корня сохранение зуба будет невозможным. В клинике проводится протезирование коронковой части зубов как для взрослых, так и для детей. Это возможно как на своих зубах, если сохранился корень, так и на имплантах.

Заключение

Травма зуба — это опасное состояние, нуждающееся в немедленной стоматологической помощи. Чем раньше вы обратитесь к врачу, тем больше шансов на эффективность консервативной терапии и сохранение жизнедеятельности зуба.